Семейство бронированных машин разминирования (БМР) начали разрабатывать в годы войны в Афганистане: тогда необходимо было обеспечить безопасное прохождение воинских колонн по дорогам.
БМР-1
была принята на вооружение в 1982 году, она поставлялась в советские войска в Афганистане
Изначально для разминирования маршрута впереди колонн двигались саперы, что значительно снижало скорость
Также военнослужащие переделывали старые танки в машины минного траления. Министерство обороны СССР дало техническое задание на разработку специализированной машины. В итоге была создана бронированная машина разминирования БМР-1 на базе артиллерийской установки СУ-122−54. Бронирование осталось на уровне базовой машины, за исключением днища, броня которого под обитаемым отсеком была усилена.
На крыше рубки устанавливалась башенка с вооружением.
БМР-1 имела на вооружении 14,5-мм зенитный пулемет КПВТ, а также 7,62-мм спаренный с основным пулемет ПКТ. Перед машиной закреплялись два минных трала КМТ-5М. В 1982 году БМР-1 была принята на вооружение и поставлялась в советские войска в Афганистане.
Благодаря применению этой техники была существенно повышена скорость передвижения бронетанковых колонн и снижены потери машин от мин
На фото:
Колейно-минный трал КМТ-7 в процессе работы
Колейно-минный трал КМТ-7
БМР-1 имела на вооружении 14,5-мм зенитный пулемет КПВТ, а также 7,62-мм спаренный с основным пулемет ПКТ. Перед машиной закреплялись два минных трала КМТ-5М.
БМР-2
Следующая модификация — БМР-2 — была выполнена на шасси танка Т-54Б. Основное ее отличие от предыдущей версии — другая гусеничная база, из-за которой была изменена компоновка боевого отделения.
не имеет аналогов в мире
БМР-3
Бронированная машина разминирования БМР-3 создана на базе основного боевого танка Т-72А
Такого рода инженерное средство не имеет аналогов в мире. Оно предназначено для разведки и преодоления противопехотных и противотанковых минных полей, а также для транспортировки личного состава саперных подразделений. Кроме того, используется для разминирования путей движения при сопровождении войсковых колонн.
На фото:
БМР-3 в процессе работы
Военнослужащие инженерной бригады, которые проводят разминирование территории, у бронированной машины разминирования БМР-3 в южном секторе специальной военной операции
БМР-3 Масса машины 40,3 т, а с навесным оборудованием — 47,8 т. Экипаж — два человека (механик-водитель и командир) плюс три места для саперов. Штатное вооружение — 12,7-мм пулемет НСВТ и система пуска дымовых гранат.
Сапер рядовой И.В. Вешняков обезвреживает вражескую мину на Калининском фронте, 1943 год
Работа советских саперов после окончания операции на Курской дуге, 1943 год
Афганская война. Советские саперы разминируют горную тропинку
Афганская война. Сапер советских войск обезвреживает противотанковую мину
Афганская война. Саперы с собаками ищут мины на дороге
Взрыв мины саперами в афганском городе Джалалабад
Азербайджанская ССР. Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) в годы армяно-азербайджанского конфликта. Военнослужащий саперного подразделения советских инженерных войск разминирует дорогу
Специалисты конструкторского бюро специального машиностроения при МВТУ имени Николая Баумана проводят испытания робота-сапера с дистанционным управлением
Саперы работают на месте обнаружения снарядов времен Великой Отечественной войны на проспекте маршала Жукова в Москве
Водолаз-сапер во время погружения на учебных занятиях морской инженерной службы Черноморского флота на тренировочном комплексе в поселке Новоозерное в Крыму
Специалист обследует на наличие взрывоопасных предметов участок территории Мамаева кургана в Волгограде
Мина, обнаруженная саперами одной из инженерных бригад в ходе работ по разминированию укрепрайона в Херсонской области
Многофункциональный робототехнический комплекс разминирования «Уран-6» во время испытаний на минных полях Сурженского района Чечни
Сапер в защитном костюме ОВР-2 «Сокол» с миноискателем во время работ по разминированию сельхозугодий в Грозненском районе Чечни
Российский военный инженер проводит разминирование объектов транспортной инфраструктуры Алеппо
Саперы Международного противоминного центра ВС РФ разминируют историческую часть древней Пальмиры
Саперы сводного отряда разминирования Западного военного округа перед началом инженерной разведки на наличие взрывоопасных предметов в военно-патриотическом парке «Патриот» в преддверии форума «Армия-2020»
Специалисты Международного противоминного центра Минобороны России во время выполнения задач по инженерной разведке, разминированию местности, дорог и объектов, уничтожению взрывоопасных предметов в районах Нагорного Карабаха
Бронированная машина разминирования БМР-3М во время динамического показа вооружений, военной и специальной техники в рамках Международного военно-технического форума (МВТФ) «Армия-2021» на полигоне «Алабино» в Московской области
Бронированная машина разминирования (БМР) одной из инженерных бригад разминирует и расчищает укрепрайон в Херсонской области
Российский военнослужащий на машине разминирования УР-77 в Херсонской области
Военнослужащий инженерной бригады, проводящий разминирование территории, проверяет бронированную машину разминирования БМР-3 перед работой в южном секторе специальной военной операции
Сапер рядовой И.В. Вешняков обезвреживает вражескую мину на Калининском фронте, 1943 год
Работа советских саперов после окончания операции на Курской дуге, 1943 год
Афганская война. Советские саперы разминируют горную тропинку
Афганская война. Сапер советских войск обезвреживает противотанковую мину
Афганская война. Саперы с собаками ищут мины на дороге
Взрыв мины саперами в афганском городе Джалалабад
Азербайджанская ССР. Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) в годы армяно-азербайджанского конфликта. Военнослужащий саперного подразделения советских инженерных войск разминирует дорогу
Специалисты конструкторского бюро специального машиностроения при МВТУ имени Николая Баумана проводят испытания робота-сапера с дистанционным управлением
Саперы работают на месте обнаружения снарядов времен Великой Отечественной войны на проспекте маршала Жукова в Москве
Водолаз-сапер во время погружения на учебных занятиях морской инженерной службы Черноморского флота на тренировочном комплексе в поселке Новоозерное в Крыму
Специалист обследует на наличие взрывоопасных предметов участок территории Мамаева кургана в Волгограде
Мина, обнаруженная саперами одной из инженерных бригад в ходе работ по разминированию укрепрайона в Херсонской области
Многофункциональный робототехнический комплекс разминирования «Уран-6» во время испытаний на минных полях Сурженского района Чечни
Сапер в защитном костюме ОВР-2 «Сокол» с миноискателем во время работ по разминированию сельхозугодий в Грозненском районе Чечни
Российский военный инженер проводит разминирование объектов транспортной инфраструктуры Алеппо
Саперы Международного противоминного центра ВС РФ разминируют историческую часть древней Пальмиры
Саперы сводного отряда разминирования Западного военного округа перед началом инженерной разведки на наличие взрывоопасных предметов в военно-патриотическом парке «Патриот» в преддверии форума «Армия-2020»
Специалисты Международного противоминного центра Минобороны России во время выполнения задач по инженерной разведке, разминированию местности, дорог и объектов, уничтожению взрывоопасных предметов в районах Нагорного Карабаха
Бронированная машина разминирования БМР-3М во время динамического показа вооружений, военной и специальной техники в рамках Международного военно-технического форума (МВТФ) «Армия-2021» на полигоне «Алабино» в Московской области
Бронированная машина разминирования (БМР) одной из инженерных бригад разминирует и расчищает укрепрайон в Херсонской области
Российский военнослужащий на машине разминирования УР-77 в Херсонской области
Военнослужащий инженерной бригады, проводящий разминирование территории, проверяет бронированную машину разминирования БМР-3 перед работой в южном секторе специальной военной операции
На БМР-3 установлен четырехтактный, многотопливный дизель с жидкостным охлаждением и центробежным нагнетанием, максимальная мощность — до 780 л. с.
Максимальная скорость по шоссе — 6 км/ч, по грунтовой дороге с тралом — 35−40 км/ч.
Запас хода — 540 км. Со специальным оборудованием машина может преодолевать водные преграды шириной до километра и глубиной до 5 м.
На БМР-3 могут устанавливаться колейный минный трал КМТ-7 с электромагнитной приставкой; грузовая платформа грузоподъемностью 5 т; кран-стрела грузоподъемностью 2,5 т; передатчик помех для предотвращения срабатывания мин с радиовзрывателем.
КМТ-7 состоит из цепного устройства, расположенного спереди машины, и двух рам с катковыми секциями, на которых есть резаки с внешней стороны рам. Кроме того, есть приставки для траления противотанковых мин с неконтактным взрывателем, а также трал противоднищевых мин.
Кран-стрела разборного типа с ручным приводом, вылет стрелы составляет от 1,2 до 3 м, максимальная высота подъема — 4,2 м, сектор обслуживания по горизонту — 230 градусов. В качестве троса используется стальной канат диаметром 11,5 мм.
При сопровождении воинских колонн протраливает две колеи шириной 0,8 м каждая
540 км
запас хода БМР-3
«Вепрь»
Бронированная машина разминирования БМР-3МА
БМР-3М «ВЕПРЬ» Вооружение — 12,70-мм зенитный танковый пулемет НСВТ. Также установлена система постановки дымовой завесы 902 В «Туча». При работе в темноте экипаж может использовать два встроенных прибора ночного видения.
В развитие БМР-3 была создана модернизированная версия БМР-3М «Вепрь»
Машина разработана на базе основных боевых танков Т-72, Т-90, Т-90А.
В противогусеничных минных полях проделывает две колеи шириной по 800−870 мм.
В противоднищевых минных полях создает сплошной проход шириной 3,2 м при минах с контактным взрывателем и до 6−7 м при минах с магнитным взрывателем.
Экипаж — два человека (механик-водитель и командир), в боевом отделении есть место для трех саперов.
Вооружение — 12,70-мм зенитный танковый пулемет НСВТ. Также установлена система постановки дымовой завесы 902 В «Туча».
При работе в темноте экипаж может использовать два встроенных прибора ночного видения.
БМР-3М оснащена фильтровентиляционной установкой для работы на зараженной местности и кондиционером, который дает возможность нормальной работы экипажа при температуре окружающего воздуха до 65 градусов жары.
Дополнительно в боевом отделении оборудованы даже туалет и подогреватель пищи. БМР-3М способна обеспечить до трех суток автономного пребывания экипажа в машине.