Идущие впереди
Семейство бронированных машин разминирования (БМР) начали разрабатывать в годы войны в Афганистане: тогда необходимо было обеспечить безопасное прохождение воинских колонн по дорогам.
БМР-1
была принята на вооружение в 1982 году, она поставлялась в советские войска в Афганистане
Изначально для разминирования маршрута впереди колонн двигались саперы, что значительно снижало скорость
Также военнослужащие переделывали старые танки в машины минного траления. Министерство обороны СССР дало техническое задание на разработку специализированной машины. В итоге была создана бронированная машина разминирования БМР-1 на базе артиллерийской установки СУ-122−54.
Бронирование осталось на уровне базовой машины, за исключением днища, броня которого под обитаемым отсеком была усилена.
На крыше рубки устанавливалась башенка с вооружением.

БМР-1 имела на вооружении 14,5-мм зенитный пулемет КПВТ, а также 7,62-мм спаренный с основным пулемет ПКТ. Перед машиной закреплялись два минных трала КМТ-5М. В 1982 году БМР-1 была принята на вооружение и поставлялась в советские войска в Афганистане.
Благодаря применению этой техники была существенно повышена скорость передвижения бронетанковых колонн и снижены потери машин от мин
На фото:
  1. Колейно-минный трал КМТ-7 в процессе работы
  2. Колейно-минный трал КМТ-7
БМР-1 имела на вооружении 14,5-мм зенитный пулемет КПВТ, а также 7,62-мм спаренный с основным пулемет ПКТ. Перед машиной закреплялись два минных трала КМТ-5М.
БМР-2
Следующая модификация — БМР-2 — была выполнена на шасси танка Т-54Б. Основное ее отличие от предыдущей версии — другая гусеничная база, из-за которой была изменена компоновка боевого отделения.
не имеет аналогов в мире
БМР-3
Бронированная машина разминирования БМР-3 создана на базе основного боевого танка Т-72А
Такого рода инженерное средство не имеет аналогов в мире. Оно предназначено для разведки и преодоления противопехотных и противотанковых минных полей, а также для транспортировки личного состава саперных подразделений. Кроме того, используется для разминирования путей движения при сопровождении войсковых колонн.
На фото:

  1. БМР-3 в процессе работы
  2. Военнослужащие инженерной бригады, которые проводят разминирование территории, у бронированной машины разминирования БМР-3 в южном секторе специальной военной операции
БМР-3
Масса машины 40,3 т, а с навесным оборудованием — 47,8 т. Экипаж — два человека (механик-водитель и командир) плюс три места для саперов. Штатное вооружение — 12,7-мм пулемет НСВТ и система пуска дымовых гранат.
На БМР-3 установлен четырехтактный, многотопливный дизель с жидкостным охлаждением и центробежным нагнетанием, максимальная мощность — до 780 л. с.

Максимальная скорость по шоссе — 6 км/ч, по грунтовой дороге с тралом — 35−40 км/ч.

Запас хода — 540 км. Со специальным оборудованием машина может преодолевать водные преграды шириной до километра и глубиной до 5 м.

На БМР-3 могут устанавливаться колейный минный трал КМТ-7 с электромагнитной приставкой; грузовая платформа грузоподъемностью 5 т; кран-стрела грузоподъемностью 2,5 т; передатчик помех для предотвращения срабатывания мин с радиовзрывателем.
КМТ-7 состоит из цепного устройства, расположенного спереди машины, и двух рам с катковыми секциями, на которых есть резаки с внешней стороны рам. Кроме того, есть приставки для траления противотанковых мин с неконтактным взрывателем, а также трал противоднищевых мин.

Кран-стрела разборного типа с ручным приводом, вылет стрелы составляет от 1,2 до 3 м, максимальная высота подъема — 4,2 м, сектор обслуживания по горизонту — 230 градусов. В качестве троса используется стальной канат диаметром 11,5 мм.
При сопровождении воинских колонн протраливает две колеи шириной 0,8 м каждая
540 км
запас хода БМР-3
«Вепрь»
Бронированная машина разминирования БМР-3МА

БМР-3М «ВЕПРЬ»
Вооружение — 12,70-мм зенитный танковый пулемет НСВТ. Также установлена система постановки дымовой завесы 902 В «Туча». При работе в темноте экипаж может использовать два встроенных прибора ночного видения.
В развитие БМР-3 была создана модернизированная версия БМР-3М «Вепрь»
Машина разработана на базе основных боевых танков Т-72, Т-90, Т-90А.

В противогусеничных минных полях проделывает две колеи шириной по 800−870 мм.

В противоднищевых минных полях создает сплошной проход шириной 3,2 м при минах с контактным взрывателем и до 6−7 м при минах с магнитным взрывателем.

Экипаж — два человека (механик-водитель и командир), в боевом отделении есть место для трех саперов.

Вооружение — 12,70-мм зенитный танковый пулемет НСВТ. Также установлена система постановки дымовой завесы 902 В «Туча».

При работе в темноте экипаж может использовать два встроенных прибора ночного видения.
БМР-3М оснащена фильтровентиляционной установкой для работы на зараженной местности и кондиционером, который дает возможность нормальной работы экипажа при температуре окружающего воздуха до 65 градусов жары.

Дополнительно в боевом отделении оборудованы даже туалет и подогреватель пищи. БМР-3М способна обеспечить до трех суток автономного пребывания экипажа в машине.
Бронированная машина разминирования БМР-3МА